
Запах сногсшибающий. Но все равно не так пахнет, как при его производстве. Не приходилось бывать в окрестностях мыловарни? Повезло. Жуткая вонь в радиусе километра и костная пыль миллиметровым слоем на всех поверхностях.
Зато отстирывает это химическое оружие практически любые пятна. Почище всяких там импортных отбеливателей. Бабушка строгала брусок мыла тонкими полосками и ссыпала в цинковый бак. Белье помешивалось деревянными щипцами. В детстве я любил щелкать ими, представляя, что это клюв цапли.
Стирка в доме была грандиозным событием. Затевались на весь день. В кухне стоял туман от кипятившегося белья. Из тумана у газовой плиты проглядывала плотная фигура бабушки. Бабушка командовала:
- Михаил! Миша?! Воду менять пора. Неси свежую!
И дедушка нырял в туман сначала с ведром чистой воды, а потом выныривал из этого марева уже с мыльными ведрами. Выливалось все это дело прямо на мостовую. Центральной канализации на улице Гоголя тогда не было. И сейчас нет.
А вонючее хозяйственное мыло есть. Приставку НАНО к нему добавит кто-нибудь предприимчивый, и мыло это всех нас еще переживет.